fra_evgeny: (боярин смеётся ("петр первый"))
[personal profile] fra_evgeny
Ну что ж, откроем третий раунд.
1. Начну с глубокой старины. Несколько вятских сел и поселков - это захиревшие старинные города. Как они называются ныне, и как назывались, когда были городами?
2. Основателем какого современного вятского города считается преподобный Трифон Вятский?
3. Долгое время считалось, что одна из церквей города Вятки была построена по проекту великого зодчего Бартоломео Растрелли. Что это за церковь?
4. Теперь чуть ближе к нашему времени. Перед октябрем 1917 г. в Вятке было три женских гимназии. Первая - Мариинская, вторая - бывшая прогимназия. А третья? Как она называлась, в каком здании была расположена, и по какой причине она была открыта в Вятке?
5. До революции в Вятке было два больших кладбища - Ахтырское и Богословское. Оба кладбища после войны были разрушены и застроены. Но одна старая могила все-таки обозначена современным памятником. Чья это могила и где она находится?
6. Переименование улиц в Вятке началось еще при Временном правительстве. Какая из улиц была тогда переименована и какое она получила название?
7. В 1920-е годы в Вятке существовал Школьный городок имени III Интернационала. Где он находился?
8. Территория одной маленькой слободы давно присоединена к городу Кирову. Городским начальникам не приглянулось её название - переименовали. Что это за слобода с плохим именем?
9. В городе Кирове есть улица, носящая имя предприятия, которого давно нет - оно было расформировано еще в 1940 году. Что это за улица такая?
10. Еще о садах. До войны в городе был сад для отдыха работников торговли. Там устраивались танцы, показывали кино. Сад так и назывался - "Сад совторгслужащих". Где он находился?
-----------------

Date: 2013-10-10 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kopylove.livejournal.com
1. Один из них - это Кай-город и вроде еще Царево-Санчурск (ныне просто Санчурск)
2. Нолинск был основан в результате строительство Трифонова монастыря, скорее всего он.
5. Возможно в сквере у ОДНТ, видел в детстве там памятник, но что за памятник и кому, Бог его знает.
7. Парк Аполло
9. Родной район, улица Кутшо (теперь вместо него завод имени Лепсе).
Кстати, где 8й вопрос?)
По остальным даже гадать не буду - не знаю)

Date: 2013-10-10 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
1. Кай, а еще? Санчурск - да, но он все же ПГТ и райцентр. А сёла?
2. Нолинск основан в 1612г. - к тому времени Трифон уже не руководил монастырем. Другой город.
5. Кому памятник??
7. Нет.
9. Да.

8. - Добавлю.))

Date: 2013-10-10 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kopylove.livejournal.com
1. Если копать совсем глубоко - Никулицыно городище (ныне село Никульчино), еще что-то слышал про Шабалино (Шабалинское городище), но не уверен.
По второму еще поразмыслю, остальные города как мне кажется либо раньше основаны, либо позже переведены в статус города.
А остальные буду искать).

Date: 2013-10-10 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kopylove.livejournal.com
Порылся, нашел еще город Шестаков (село Шестаково):

Из Википедии:
До 1764 года имело статус города и располагалось на проходящем тогда через него Сибирском торговом тракте. Впервые документально упоминается слобода-город Шестаков в 1546 году в двух царских грамотах Ивана Грозного и одной от 1552 г. об освобождении шестаковцев от налоговых сборов на 5 лет в связи с разбирательством о притеснениях со стороны Слободского наместника. Им же было даровано городу 3 колокола. Город традиционно для русского средневековья состоял из дерево-земляной крепости и посада. По описанию 1629 г. Шестаковский город-крепость был в окружности 200 сажень (420 м) из 100 городен (срубов). В городе тогда было две церкви (Михаила Архангела и Никольская), а также Богоявленская на посаде (существовала еще до начала построение нового города в 1542 г.). Часть укреплений сохранилась и поныне. В 1925 году в ходе археологических раскопок были установлены границы двух линий земляных валов и рвов. В связи с этим, предполагаемая площадь городка по разным оценкам составляла от 1 до 2 га. Имеются данные о существовании на этом месте поселения ранее XVI века (городище «Увал»). На основании имеющихся документов, можно полагать, что Шестаковский городок в силу своей удаленности от власти наместников и полученных от царя послаблений был в середине XVI века своеобразным прибежищем для стекавшегося сюда разного рода вольнолюбивого населения Вятки и даже всего Русского Севера. Тем более, что построен он был «самовольно» — по частной инициативе окрестных жителей. После покорения Казани город Шестаков постепенно теряет свое значения, приходя в упадок. Уже в 1764 году Екатерина II лишает его статуса города, и Шестаков навсегда становится селом Шестаково, а его жители приписываются к городу Слободскому.

Date: 2013-10-10 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
1. Кай (Кай-городок), Никульчино (Никулицын), Шестаково (Шестаков). Еще есть.
2. По-другому напишем: Какой из современных вятских городов был основан преп. Трифоном Вятским?

Date: 2013-10-10 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kopylove.livejournal.com
По 2-му остаются Вятские Поляны).
По 1-му в голову больше ничего не приходит).

Date: 2013-10-10 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Именно - Вятские Поляны.
По 1-му вопросу - Лальск (он сейчас в Кировской области - хотя конечно это не Вятка). Есть еще такое село Карино - о-очень старинное, и скорее всего древний город.

Date: 2013-10-10 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kopylove.livejournal.com
Так Лальск же тоже пгт) - не учитывается)
А что касается Карино - да, возможно...
Стянул тут инфу с их сайта, очень интересно:

Село Карино – историческая родина наших предков. Татарское село Карино раскинулось среди невысоких холмов, как бы на дне чаши. С юго-запада на северо-восток его окружают вятские увалы. В Карино их называют «тау» – гора. Каждая гора имеет свое название и легенду: «Фатыма-тау», «Паровой-тау», «Олель-тау», «Мешок-тау», «Кала-тау» (древнее городище), «Ташагар-тау», «Чардак-тау», «Чермш-тау», «Мазар-тау» (место старого кладбища, где имеется древнее надгробие, датируемое январем 1504 г.), «Бигре-тау», «Алма-тау», «Тке-тау».

Карино – самое северное в мире компактное поселение татар. Старинное название – «Нухрат». Слово «Нухрат» в переводе с арабского языка означает серебро. Вопрос о появлении и происхождении данной группы татар вдали от основной массы окончательно не решен. В письменных источниках первое упоминание о нухратских татарах относится к 1489 г., когда после присоединения Вятской земли к Московскому государству, в Москву были призваны именитые вятские люди и арские князья (каринские служилые люди).

В исторической науке существует 2 мнения о появлении татар на землях удмуртов. В 1391 г. татарский царевич Бекбут совершил набег на Вятский край, грабя, убивая и угоняя в полон удмуртов. Арские князья (от названия города Арск вблизи Казани), принимавшие участие в походе Бекбута, остались по праву победителя на вятской земле. 1391 г. считается датой основания Карино.

2 версия. В конце XIV в. суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи Кирдяпа владели Вяткой, как своей вотчиной. В сепаратистской борьбе с Москвой они искали поддержки у татар и в 1399 г. в союзе с татарским царевичем Ейтяком взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород. Затем, в оплату за этот поход и в целях собственной безопасности, поселили татар в Карино и передали им во владение удмуртов. Описывая данное историческое событие, видные краеведы: А.В.Эммаусский и П. Н.Луппов называют имя татарского царевича по-разному: один – Ейтяк, другой – Сентяк. На кладбище в Карино сохранился памятник Джиланши, сына Сейдтяка, датируемый сентябрем 1522 г. Может быть царевича, воевавшего вместе с Семеном Кирдяпой, звали Сейдтяк?

Бытует и другая версия, которую развил П.М.Сорокин. Когда в 1236 г. через Волжскую Булгарию прошла вся монголо-татарская армия под командованием Батыя, завоевав и разрушив ее города, булгары, уцелевшие после побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и другим городам. Источники, в частности русские летописи, не сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары, и сколько их было. Время диктата Орды является самым темным периодом в истории Руси. П.М.Сорокин был ближе всех к разгадке вопроса появления на вятской земле «загадочной» каринской народности. 2 его роботы, опубликованные в Вятском календаре за 1897 г. [16, 18], показывают, что ему недоставало лишь малой доли времени, чтобы высветить самую темную страницу нашей истории.

Учитывая тот факт, что город «Нократ Болгары» больше не восстанавливался после разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и ряд памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки нынешних каринских татар, поселившихся во второй половине XIII в. недалеко от устья реки Чепцы.

В исторических документах середины XVI века Карино значится наряду с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Каринского стана Хлыновского уезда, который включал все течение реки Чепцы. По сведениям Дозорной книги Каринского стана Хлыновского уезда (1615 г.), Карино состояло из 3-х погостов: Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово

Date: 2013-10-11 02:32 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Лальск - да, ПГТ. Справедливо!
Тогда так:
1. Никульчино (Никулицын),
2. Шестаково (Шестаков),
3. Кай (Кай-городок),
4. Карино (Нукрат ?),
5. Санчурск (Царевосанчурск),
6. Лальск.

Date: 2013-10-10 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mvm.livejournal.com
Отмечусь. Читаю с превеликим интересом. "Отгадчик" из меня никакой ))

Date: 2013-10-10 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Присоединяйтесь))

Date: 2013-10-10 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mvm.livejournal.com
Так я ж и присоединилась. Двоешником. Подглядываю в "решения" )))

Date: 2013-10-10 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] syrok77.livejournal.com
2.Орлов?
10.не рядом с кинотеатром "прогресс"?
Edited Date: 2013-10-10 04:19 pm (UTC)

Date: 2013-10-10 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] syrok77.livejournal.com
10.нет.вот только недавно где-то читал и вспомнить не могу)))

Date: 2013-10-10 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
10. Что-то я сильно сомневаюсь, что об этом где нибудь написано. ))

Date: 2013-10-11 01:59 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Вопрос Ваш - значит, и я могу угадывать!
Рядом с 29-й школой?

Date: 2013-10-11 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
2. - уже ответили. Вятские Поляны.
10. - я сам не знаю ответа! Мне его предложили задать, этот вопрос.

Date: 2013-10-10 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] syrok77.livejournal.com
5.Могила большевика Горбачева?

Date: 2013-10-11 01:59 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Точно.

Date: 2013-10-10 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] replica38.livejournal.com
8. Не Кикиморская ли слобода, которая сейчас улица Водопроводная?
6. Попадалась как-то информация, что улицу Николаевкую перед тем, как большивики назвали ее Ленина, еще в 1917-м после падения монархии переименовали в Свободы. Но что-то в этом я сомневаюсь, ибо больше такой информации я не встречал.
Edited Date: 2013-10-10 06:31 pm (UTC)

Date: 2013-10-11 02:08 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
8.Кикиморская была улица, а не слобода - когда ее переименовали в Водопроводную.
6.Да, точно. А что Вас смущает? Николаевская - в честь коронации Николая II. Об этом прекрасно помнили - и после февраля 1917 решили ее назвать по-другому. Как обычно в то время - скоро об этом забыли, потому что население продолжало пользоваться старыми названиями. А потом уже наступила эпоха тотальных переименований.

Date: 2013-10-11 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] replica38.livejournal.com
Да нет, меня не смущает переименование царской Николаевской в Свободы, я просто прочел об этом только однажды и не видел информации об этом в других источниках. Везде пишут только о волне переименований весны и осени 1918-го и 20-х гг. и про Николаевскую обычно пишут примерно так (выдержка с одного сайта по истории Вятки):
осенью 1918 года местный горсовет переименовал улицу Николаевскую в улицу Ленина. Даже в Википедии написано так же.
Период названия "улица Свободы" почему-то всегда упускается.
Edited Date: 2013-10-11 04:07 am (UTC)

Date: 2013-10-12 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Да, упускается - потому что не знают. Не могут же авторы Википедии знать всё на свете.))
Я прочитал об этом в "Старой Вятке" Любимова. Если найду цитату, то в ответах приведу.

Опять же слобода (№8). Это место и сейчас так называют постоянно. Название - плохое)). С Комсомольской улицы под ж/д мостом дорога туда идет?

Date: 2013-10-12 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] replica38.livejournal.com
В поселок Новый, ага) Понятия не имею, как называлась слобода там.

Date: 2013-10-12 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Дурни ))

Date: 2013-10-12 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
Обычное большевистское освещение освещение вопросов истории. Не нужно народу знать того, что когда-то была еще и другая Свобода.

Date: 2013-10-11 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] syrok77.livejournal.com
10.не дает покоя этот вопрос,точно помню что недавно читал.новая версия- в овраге на герцена.еще вход в него был обкультурен.фото есть в книге Р.Я.Лаптевой "

Date: 2013-10-11 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Я тоже думаю, что на Герцена - рядом с 29 школой. Только где конкретно (в овраге или нет) - понятия не имею.

Date: 2013-10-11 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
Нет, как говорится мимо, не угадали.

Date: 2013-10-12 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Ну что ж, предложений больше не поступает. Сегодня вечером надо будет писать ответы. Решайте, как быть. Можно или тут ответить, или в комментариях после моих ответов.
Можно вовсе не отвечать)) Полное Ваше право!

Date: 2013-10-12 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Последняя догадка - не на Энгельса сад у "дворянского гнезда"?

Date: 2013-10-12 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
Нет, не там, если до вечера никто не напишет, раскрою ответ )
Могу сузить временные рамки,начать вопрос можно так в городе Вятка....

Добавлю еще то, красивое здание возле сада, не сохранилось.
Edited Date: 2013-10-12 12:11 pm (UTC)

Date: 2013-10-12 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Парк имени Гагарина?

Date: 2013-10-11 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
7 вопрос остался?
Это я думаю 22 школа ? Позднее она стала называться Школьный городок им Макса Гельца.

Date: 2013-10-12 12:57 am (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Да, 22 школа. Был еще второй школьный городок, но я и сам не знаю, где он находился.))
Еще вопросы 3, 4 и 8.

Date: 2013-10-12 08:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
К вопросу 10: а не идет ли речь о саде потребкооперации?

Date: 2013-10-12 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
Теперь у меня вопрос. А где находился сад потребкооперации?

Date: 2013-10-12 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
№ 3 не уверен, предполагаю что речь идет о Кафедральном соборе.

Date: 2013-10-12 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Конечно, Троицкий собор.

Date: 2013-10-12 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
№ 8 это Дурни ?

Date: 2013-10-12 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Они самые))

Date: 2013-10-12 02:38 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Сад потребкооперации - это (по, крайней мере, в 50-е)сад им. Горького (за кинотеатром Октябрь). Там бурлила культурная жизнь: танцы под ансамбль С.Б. Сахара, насколько помнится, показывали там и фильмы в начале 50-х.

Date: 2013-10-12 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
10. Все верно, так и есть это сад им Горького. Который получил такое название в 1931 году.

Date: 2013-10-12 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
До войны в летнем помещении показывали кино и выступали приезжие артисты. Вот только фотографию этого театра-кино найти не могу. До войны здание было 2х этажным, наподобие Чарушинского летнего, только по-проще. Когда оно исчезло мне тоже не известно.
Edited Date: 2013-10-12 06:44 pm (UTC)

Date: 2013-10-13 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kuryatkov.livejournal.com
4. вопрос. Третья гимназия возникла перед самой революцией? Из-за резкого увеличения эвакуированных жителей в городе ?

Date: 2013-10-13 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-84.livejournal.com
Да. Гимназию эвакуировали в Вятку.

Profile

fra_evgeny: (Default)
fra_evgeny

January 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 07:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios