Oct. 19th, 2013

fra_evgeny: (боярин смеётся ("петр первый"))
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

А.С. Пушкин.

"Относительно мебели рассказывают, что в начале нынешнего столетия одному из вятских старожилов, кажется Титову, построившему себе новый дом, пожелалось омеблировать его сообразно вкусу того времени. С этою целью он поехал в Казань заказать одному из тамошних мастеров мебель, а если возможно, то и пригласить оттуда в Вятку мастера этого ремесла, с обещанием ему заказов, потому что в Вятке будто бы мастеров мебельных до того времени не существовало. Один немец мастер, как более предприимчивый, приехал в Вятку и, получив обещанные заказы, взял рабочих из вятских древоделов, которые при склонности к сродному их занятию и по русской сметливости в очень непродолжительное время так усвоили себе все необходимое по части мебельного ремесла, что не только открыли в самом городе мастерские и тем лишили немца-мастера работ, но перенесли это ремесло и на деревни, при этом, без сомнения, значительно понизив цены на мебель того же достоинства".
Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Том 1-й. Вятка,1880. С. 165.
fra_evgeny: (боярин смеётся ("петр первый"))
Привожу здесь одни из самых ярких страниц воспоминаний епископа Никодима о Вятке. Перед нашим взором словно открывается громадное полотно, написанное сочными и широкими мазками. Цель такой картины - ухватить общее и главное в чертах жизни огромной, почти необъятной губернии. И этой цели, по-моему, автор замечательно достигает. Таково часто впечатление от картины талантливого живописца - будто эти широкие и яркие мазки даются художнику запросто, тут и есть верный признак мастерства. Это о литературных достоинствах воспоминаний.
  По содержанию же - всего три примечания. 1) Автор часто использует слово вотяк применительно ко всему мужицкому населению губернии, в том числе, конечно, и русскому. В конце воспоминаний о Вятке Никодим пишет: "Но будет о вас, господа вотячки добрые, простите". 2) Чрезвычайно интересны замечания автора о взяточничестве старинных вятских чиновников. Автор вовсе не отрицает наличия мздоимства. Он лишь спорит с мифическим слухом о размерах этого явления и указывает, что Вятка в этом отношении не только не составляла ничего выдающегося среди иных губерний, но и
настоящие грабители среди чиновников были вовсе не здесь. 3) Не стану подробно сравнивать воспоминания Никодима и воспоминания, скажем, Герцена о Вятке. Замечу лишь, что последний в "Былом и думах" ухватывает тут и там исключительно вопиющее беззаконие - и таким способом быстро рисуется общая картина в самых черных красках. Недаром же несколько страниц "Былого и дум" пользовались таким вниманием в краеведческой литературе советского времени. Примечательно, что для либерала Россия всегда и в любом виде - сущее царство тьмы.
---------------------

  "Вятская губерния в собственном смысле есть мужицкое царство. Она наполнена одними крестьянами. В ней всего 11 городов, и самый большой - Вятка, имеет только 10 тысяч жителей, прочие в половину менее, и более. Господских крестьян (следовательно и господ) вовсе нет: все экономические и удельные. Оттого они и богаты.
  Южный и восточный края заселены черемисами и вотяками. Из них, даже доселе, довольно язычников. Но они кротки и робки, и при крайней простоте жизни, при богатстве природы, зажиточны. Имеют очень основательные причины думать, что и вся Вятская губерния некогда состояла из сих двух племен. Крестившиеся язычники постепенно делались русскими от святой веры, которая дала им и русский язык, и образование, и обычаи. Скажу, даже доселе из десяти сел верно пять называются чисто по-черемисски и по-вотяцки.
  По древнему кочующему духу в Вятке и доселе крестьяне не любят жить большими селениями. Дом, два, три и не более пяти - вот и все селение или, по их, починок, то есть почин или начало заселения.
  Кроме сего, по старому же обычаю, они доселе бродят.
  Поживет на одном месте год, два, пять; не понравится - бросит дом, находит другое место и, никого не спрося, заселяется. Не умеет этого переселенничества пресечь даже доселе.
  Это-то их и делает ужасно нелюдимыми; препятствует развитию промышленностей и держит их в прежалком невежестве.
  Вятчане ужасно грубы, упрямы, своевольны. Им приказывать нельзя, надо умолять.
  По тому же невежеству они страшно мстительны. Например, одна слепая попадья в марте (следовательно, в распутицу) прошла пешком в Вятку к архиерею за 600 верст пожаловаться на священника, который будто ее обижает. По исследовании, весьма добросовестном, оказалось, что священник сам от нее плачет и готов жертвовать ей вдвое, лишь бы его от нее освободить.
Read more... )

Profile

fra_evgeny: (Default)
fra_evgeny

January 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 16th, 2025 10:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios